Путешествие во туретчину.

(командировочный отчет)

      День первый:

1)  Таможня, паспортный контроль.

     Я думал будет гораздо страшнее. В общем-то достаточно цивилизованно всё. И глупых наездов не было. Интересно, как будет по возвращении?...

 на таможне

2)  А-320

      На аэробусе я летел впервые. Ну, что тут сказать… не Ту-154. Что интересно – ногам удобно. Почти 4 часа полета, а я – НЕ УСТАЛ. Эргономика продуманная (в отличии от наших). Обслуживание отличное и еще забавная деталька – мониторчики наверху и на них периодически показывают место положения самолета.

монитор

3)  Берег турецкий.

      Всю дорогу внизу были плотнейшие облака. Вообще ничего не видно. И вдруг они закончились и внизу показался берег Турции…

вид сверху вид сверху2

4)  Виза, паспортный контроль.

      Виза – как билетик купить )))) 20$ чиновнику, он суетливо наклеивает марку и – вперед, на паспортный контроль. Блин… «дорогие соотечественники»… У них проход к кабинкам паспортного контроля разделен специальными лентами на стойках. Какая-то русская «фрося сундукова» сняла ленту, чтоб напрямик и побыстрее, остальные как стадо баранов ломанулись следом. Результат – толпа, неразбериха, перепирательства совковой очереди и то, что заняло бы минут 15 – 20 заняло два часа(!!!).

5)  Заблудился

      Прошел наконец-то и вышел куда-то… Ничего не понятно… Пошел искать выход в город… Где-то через пол километра понял – надо менять методику… Кое как нашел – вот он! (потом узнал, что Стамбульский аэропорт в длину, как я шел – 3 км!)

6)  Встреча

      Знаю, что должны встречать, но понятия не имею кто (как выглядит). Надеюсь что-нибудь напишут… Выхожу – прямо напротив выхода, за барьером для встречающих здоровенный мужик улыбается с плакатом, на котором написано – ВИТАЛИЙ АЙНГОРН. Я сразу догадался – меня встречает ))))

 Андрей

7)  «Синдром России»

      Ндя… Все-таки русский из России и русский живущий уже 20 лет в Турции – два разных русских. Мы дикие и агрессивные. Мы рождаемся, живем и умираем в состоянии войны со всем миром. Мы бьемся с идиотизмом, беспределом властей, наглостью и т.д. и не представляем, что может быть ДРУГАЯ жизнь… Спокойная, разумная, защищенная… Меня Андрей несколько раз «успокаивал» - чего ты за пулемет хватаешься – никто не нападает )))) Ему хорошо, он-то за 20 лет успокоился… а я только прилетел…))))

8)  Паром

      Погрузились в машину и поехали. Андрей решил меня на пароме через Босфор прокатить. Стамбул им делится на две половины. Как там говорят – «Европейская» и «Азиатская». Мы плывем с Европейской в Азиатскую. У них на каждом шагу (и на пароме тоже) кафешки и все постоянно чай пьют. Стаканчики такие, специфические. Первый турецкий чай. Вкусно ))). Андрей показывает что справа, что слева, но воспринимаю плоховато – оглушен маленько. Ну сами посудите – из Дубровки и в Стамбул.

Босфор

      И плыву это я через Босфор такой, тихо охреневший… Из -28 в +15…

 Босфор2

9) Отель. Знакомство с турецкой кухней.

      Приехали в отельчик. Маленький, уютный, чистенький, два шага от набережной.

 отель

в отеле

      Потом пошли в кафе, знакомиться с турецкой кухней.

 чечевичный суп

      Обалденный суп-пюре из чечевицы… ммм…

 острая еда

      Очень вкусно и… - жжжжутко остро. Мексика – курит. Я попробовал один такой масенький белый перчик… хотелось попросить огнетушитель, чтобы запить маленько… Мясо готовят великолепно. Салатов – завались и ни одного похожего на оливье )))))))))))

10)  Фабрика. Автобан. Карьер.

      Потом сразу, не теряя времени, заехали на фабрику «Техноматик», посмотрел что там и как и поехали к приятелю Андрея на карьер. Посмотрели его оборудование. Обработал ему пару больших роликовых сферических подшипников (через год меняют) и на вопрос – Сколько проработают? Уверенно ответил – Ну лет 10-то как минимум.  Вы бы видели его лицо… Один подшипник стоит 2 тыс. $. Потом еще из арбалета постреляли, покушали, чайку попили…

Карьер

  Стреляем из лука

         И ведь не промазал ))) В десяточку! ))))

       День второй:

1)  Фабрика. Образец. Обкаточная «приспособа». Зазор 0,1

      Приехали на фабрику. С чего начать демонстрацию? Обговорили с Андреем несколько образцов. Задача – показать, что в агрегатах можно смело менять подшипники качения на подшипники скольжения «сталь по чугуну». Образец первый – вал (сталь) – втулка (чугун). Зазор сделали в 0,1мм. Большой. Втулка аж брякает. Объясняю туркам, что идеальный вариант обкатки – условия нагруженного противовращения. Пока готовил состав, мазал и т.д. – они приспособу изготовили! Молодцы ребята. Наши бы так…

 Обкаточное приспособление

      После часа обкатки с составом на консистентной смазке типа «Феол» зазор стал минимальным и втулка по валу ходила мягко как поршень. Поверхность вала – зеркало, втулка – пятнистое зеркало (чугун же).  Трение приборно замерить возможности не было, но видно было (по сравнению с «пред»), оно такое, что не понятно есть ли оно вообще. Решили сделать срез вала и померять микротвердость поверхности. (На соседнем предприятии, у знакомых, - отличный измерительный комплекс).

2)  Роквелл, Брюннель и Виккерс (хорошая компания).

      Повезли железки к ним. На сферической поверхности твердость не меряют. Образец должен быть плоским. Ребята сказали, что сами сделают образцы, срезы… Оставили им всё и уехали (а аппаратура у них отличная, нам бы такую…)

3)  Кафешка, разговоры…

      Ужинаем в полюбившемся кафе. Обслуживают – как родных. Не лебезят, а вот именно – по доброму и очень сердечно, приветливо )))

 В кафе

        Это называется – профессионализм. В другие и ходить не хочется. Лучшее – враг       хорошего)))       

       День третий:

1)  Утренняя прогулка (разница во времени).

       Завтрак в отеле с 7 до 10. По ИХ времени. У них 7, а у нас – 10! Проснулся я как всегда, в 7, а у них 4 часа ночи…, а я выспался… Решил ТВ посмотреть. Около 300 каналов. Если не знаешь языка, то ощущение, что мир состоит из одной Турции )))) И еще понял одну вещь, турецкую попсу – тоже ненавижу! )))))

Вот и завтрак. Андрей заедет за мной в 9 по ихнему. 2 часа куда-то девать… Решил прогуляться по набережной. Типично стамбульские улочки ))) Горбатые и мощеные. Набережная – европа ))) Залив…

залив

2) Турецкий газетчик.

      На набережной здоровенный парень раздавал бесплатные газеты. (Какие они горластые…) Орет мне и протягивает газету. Говорю, что не читаю по турецки. Пауза, потом улыбка до ушей – Россия! Давай-давай! ))) И дальше побежал… И еще такая занятная штука. Идут по улице, стоят… лица какие-то немного отрешенные. Что-то спрашиваешь – сразу улыбаются и что удивительно – искренне…

3) Фабрика. Изготовление и наработка втулок.

      Приняли решение. На тяжело нагруженном согласующем редукторе заменить подшипники качения (игольчатые) на чугунные втулки. Изготовили.  Собрали. Наработали. Вскрыли – осмотрели. Еще подмазали и пустили в работу. Итак:

 Наработанные втулки

      Вот они – заменители подшипников.

 Втулки

Шейки валов

      Поверхность – зеркало! Напильник – не берет.

4)  Изготовление образца из среза. Замеры и результат.

      Поехали к «измеряльщикам». Блин! Ребята отличились… Срез они сделали, плоский, и в пластмассовую бобышку залили… вот только слой-то они – срезали (!!!) Озверел. Сказал – Да я щас вручную за 10 минут слой натру!. Обманул. Тер 15 минут. Просто взял стальную шайбу и, как говорится – на коленке. Но нужен ведь был результат – вот и сделал. И вот что вышло. Микротвердость изменилась с 217,06 до 274,91 по Виккерсу. Увеличилась на 30% !!! Вот так вот. Турки впечатлились очень.

5)   Ужин. Крылышки.

      Опять в нашу любимую кафешку )))) Сегодня жареные крылышки…

 куринные крылышки

      Я понял, для чего Бог создал куриц… - чтоб на них крылышки росли…))))

      День четвертый:

1)   Разница во времени.

      Засыпаю рано. Встаю еще раньше. Из-за непродолжительности пребывания перестраиваться не хочется. Что делать? – Гулять.

2)  Утренние прогулки, минареты.

      Обратил внимание на такую вещь. Опускаешь голову и смотришь вниз. Потом поднимаешь и смотришь в любую сторону. В поле зрения ОБЯЗАТЕЛЬНО окажется минарет )))

 Минарет

3)  Фабрика. Редуктор отработал непрерывно 15 часов. Состояние – отличное.

      Единственные изменения – перестал шуметь и греться. Кстати, установка выглядит вот так

 Редуктор

4)  Доделал «Пассат» и поехали в автосервис.

       Обработал Фольксваген-Пассат. Сказать, что хозяин доволен тем, что произошло с его машиной – скромно промолчать…

5)  Древний Фиатик-124.

      В автосервисе делаю «на показуху» Фиат124, 65-го года выпуска. Состояние – идеальное… почти. Со всеми замерами… Машинка поехала так, что я сам испугался ))) Это по вопросу изменения динамики. Компрессия не изменилась – и так была идеальная, но вот расход топлива (после регулировок СО СН) упал почти на 20%. Движок стал почти бесшумным (кроме клапанов ничего не слышно, разве что выхлоп). Хозяин пообещал сделать полнообъемный акт и нотариально заверить. Хочет, чтобы эти обработки делали в его автосервисе. Что ж… и мы не против ))).

6) Турецкая кухня… ммм…

      Напротив сервиса – кафе. Кухня… одни превосходные степени… А вот настроение – ни к черту. То ли усталость, то ли по своим соскучился…  Почти депресняк. Чуть не поссорились с Андреем… (вот глупо бы было…)

 Андрей

7)  Вера. Рационализм, расчет, трезвый взгляд.

      Приехала жена Андрея – Вера. И сразу всё повернула в нужное русло. Спокойствие, рационализм, доброжелательность и желание – договориться. Очень хорошо и конструктивно поговорили. Она даже бизнес-план в общих чертах набросала. Эх… побольше бы таких женщин, - мир бы иначе выглядел. Её бы с моей Алёной познакомить – золотая парочка бы получилась )))) Повезло нам с Андрюхой с женами ))).

      День пятый:

1)  Редуктор продолжает работать и в полном порядке. Чегой-то мне не весело. Соскучился.

      Соскучился по своим и всё тут. Ничего не радует. Вот уж точно попугайчики - неразлучники…

2) Почти весь день просидели на фабрике «Техноматик». Организационные (и не только) разговоры, деталировки, уточнения…

      Рабочая организационная рутина.

3) Поехали домой (по домам), заехали поужинать в рыбное кафе какого-то супер-пупер торгово-развлекательского комплекса… Кухня – обалденная, а вот насчет остального…

      Заглянули в детские игрушки (никогда мимо не прохожу). На что уж Вера там 20 лет живет – и то возмущалась. «Кукелки»… китайского производства и 80% персонажи из фильмов ужасов. Играйте детки… формируйте психику…

Игрушки

4)  Магазин « Yamaha».

      Меня очень интересовали тарелки для ударных турецкой фирмы «Зилджен» Нашли, ура! Беру палочку, начинаю пробовать – полное дерьмо, хуже советского «Энгельса»… Ничего не понимаю… Вера увидела и говорит – смотри! (На всех тарелках штампик – Made in USA) Блин! Всё стало понятно. Америкосы перекупили и под знаменитой маркой теперь идут не тарелки, а крышки от помойных вёдер (((( Эх… За то купил отличный толстый чехол для бас-гитары. 40$= 1200руб. А у нас в магазине такой же – 5800р. Охренеть!

      День шестой:

1)  Опять весь день на фабрике. Сижу в инете, скучаю.

2)  Пообсуждали перспективы и направления развития.

3)  Турецкий автозавод. Внедрение технологии в изготовление минигрузовичков.

4)   Вернулся в отель и лег спать пораньше. Часов в 9 вечера по нашему…

      Практически весь день эмоционально прошел под флагом ожидания возвращения домой. Скучаю по своим – ужасно… Я очень люблю своё государство и свою страну. Моё государство – это моя семья. Основная часть страны – внутри ограды моего дома!

      День седьмой:

1)  Фабрика. Погода. Неприятность с машиной у Андрея.

      Похолодало и пошел дождь. Андрей должен был заехать в 10 и мы должны были ехать на европейскую сторону. Не приехал. Оказывается ночью его сын стукнул машину и мы оказались без колес. Приехал в 12. На перекладных все оказалось иначе. Поехали на фабрику.

2)  Обработка обрезной плиты у термопластавтомата.

      Нашли еще одно «вкусное» местечко у термопласт установки – отрезная плита. Калибровочная плита, через которую выдавливаются трубы и их на ней ножи в размер отрезают. И плита и ножи быстро изнашиваются. Придумал методику, сделал состав – запустили на обработку.

3)  Всё! Домой )))).

      Ну вот. Все дела закончены и мы едем в аэропорт ))) По пути заезжаем еще в какой-то комплекс поужинать. Нет, все-таки турецкая кухня – это что-то… Очень понравилась… Потом приехали в аэропорт, Андрей меня проводил на вход, попрощались и я… - двинул домой…

4)  Блин! Ну никак без приключений…

      3 часа 45 мин. Полета за спиной…

Летим домой

      Заходим на посадку в Екатеринбурге. Время – 6 утра. За иллюминатором – темень.Вот еще минут пять и мы покатимся по полосе… Хрен вам!!! Аэробус задирает нос и лезет вверх.

 Облака

      Что-то объявляют. Сосед по ряду (турок русскоговорящий) переводит – Е-бург, мол, не принимает, летим в Казань! На кой мне Казань???!!! Я домой хочу! Час лёту и мы садимся в Казани, там тоже снег идет, но уже рассвело. Час сидим в самолете. Затем еще час, пока заправляют. Потом взлетаем и снова в Е-бург. Садимся. Время – 10 часов. Снег как в Казани. Парень, который приезжал меня встречать на машине из Челябинска, пол часа назад вынужден был уехать – все лимиты времени исчерпал. Встретил клиент из Е-бурга. (Очень казусный у него Ниссанчик, распред стучит, но вроде начинает исправляться. Сделал ему еще корректировочку.) Он меня отвез на автовокзал. Подхожу к кассам – сбоку мужик – В Челябинск на машине по цене билета… Новенький Рено. Вырубился. Очнулся на въезде в город ))). Парень довез меня до дома брата. Перекусили – и домой))) к своим…

5)  Д О М А !!!

      Что тут говорить? Дома – оно дома и есть )))) Все рады, всем гостинцы, разговоры-рассказы и… - СПАААААТЬ! )))))))))))

             ДОВЕСОК И ЗАВЕРШЕНИЕ.

1)     Пока я был в Турции, кто-то взломал мою почту. На хрена? Никогда там ничего ценного не держал…

2)    Когда я был в Стамбуле, будущий партнер говорил, что организационная сторона сотрудничества будет сложной, но они это на себя берут. А я тогда был «сам по себе мальчик, свой собственный». А когда я вернулся, на меня вышел один деятель (я потом уже понял, что это жулик и вообще тварь, но это – потом) и сделал предложение от которого я (по незнанию) не отказался. Пишу «туркам» - Ребяты, теперь вся организация будет проще, я теперь технический директор холдинга… И они сразу же перестали отвечать мне на письма. Я потом уже узнал, что иностранный гражданин, желающий делать бизнес в Турции, должен положить в турецкий банк пол лимона американских рублей, а иначе  - тюрьма (ни разу не санаторий). Проще говоря, прилетел бы я к ним второй раз, забрали бы у меня паспорт и… БОГ СПАС !